Советы и консультации

Надо ли ребенка готовить к школе?

Мнения психологов, учителей, воспитателей, родителей совпадают: да, надо готовить. родителям порою, кажется, что если научить ребенка считать до ста, писать буквы и складывать слоги, то можно быть спокойным за его подготовку к школе. Но это не самое важное.

А что важнее? Что надо делать в первую очередь?

Прежде всего, воспитывать здорового, крепкого, закаленного ребенка, чего нельзя достичь за один месяц перед 1 сентября.

Школьные успехи наших детей в учении и хорошее настроение от этого, зарождается задолго до первого школьного звонка. Зарождается в самых обычных, будничных заботах о том, чтобы завтрак съедался без капризов и во время, чтобы ребенок больше двигался на воздухе, чтобы дома окружала его спокойная атмосфера.

В понятие «подготовка ребенка к школе» входит еще одно важное условие – забота об общем умственном развитии дошкольника. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к тому, знает ребенок буквы алфавита, или умеет ли он считать до ста.

Всем знаком период в жизни детей –  так называемый «период почемучек». Очень важно в это время не отмахиваться от детских «почему?», не смотря на всю нашу занятость. Иначе за молчанием в ответ на вопросы детей возникает пустота в их общем развитии. Разговаривая с детьми не надо оставлять без внимания их вопросы, представления об окружающем их мире. И когда ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему уже нравится узнавать новое, потому что он активно участвует в процессе обучения. В его сознании возникает много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы.

На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

Каждый детский сад работает по своей программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Родителям необходимо знать, по какой именно программе работает их детский сад, потому как настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, далее, в школе. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ребенок может быть неподготовленным к обучению в общеобразовательной школе.

В детских садах, работающих по стандартным программам, дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы. Но в своем большинстве эти курсы на платно-договорной основе..

Кроме этого, во многих городах имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Называются такие школы по-разному: «Школа радости», «Дошколенок», «Малышок», «Школа активного развития», «Школа раннего развития» и так далее. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах платное.

Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от них зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто наполняют малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать, то есть благодаря стараниям родителей им уже усвоена программа первого класса. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.

«Шестой год: рука готовится к школе»

Выпускной год в «дошкольном университете» — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь спе­циальными «диагностиками», определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в «решающий годовой этап» следует позаниматься.

Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах «неготовности», к которым относятся чрезмер­ная игривость, инфантильность, недостаточная самостоя­тельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная ру­ка, неточные движения, нескоординированность их.

Специалисты предупредят, что муштрой, «дрессиров­кой» помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду.

Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соот­ветствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет…

Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тон­кой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здо­ровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных осо­бенностей и возможностей.

Упражнения на развитие ручной умелости «прописы­ваются» обычно каждому. На шестом году жизни дети со­вершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) спо­собы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересы­пания, складывания, используя такие материалы, как тка­ни, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инстру­менты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линей­ки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки,

лопаты.

Кроме практических умений, развивают способно­сти, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо со­вершить и в какой последовательности, стремление участ­вовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.

В любой детской полезной деятельности, называемой «продуктивной», в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускула­тура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интере­суются счетом, чтением и письмом, овладевают этими уме­ниями успешно и с интересом, особенно на играх и материа­лах Монтессори. Но так как для письма, имеющего слож­нейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные коор­динации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем.

Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить бук­вы, цифры.

Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисова­ния, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык «запо­минал» графический облик слова лучше, чем глаза.

Доктор М. Монтессори также предложила «ручное» и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику спе­циального рисования и штрихования (рис. 35). Все обуче­ние графической речи она разработала как игровое обуче­ние новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями.

Детям всегда интересно изготовить что-то предметное «весомое, зримое», и потому открывается «книгоиздательст­во» и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто «интервью» берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чте­ние, когда заинтересуются печатной машинкой или «печа­танием» букв на основе штампов, печатей.

Ребенок развивается успешнее, если у него есть возмож­ность учить более младшего, слабого, помогать ему. «Уча другого, учусь сам» — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль «маленького учителя». Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточ­но свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житей­ских задач, в «самопрезентации» и самозащите: и в словес­ной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).

Почти идеальный образ такого «подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель  Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа «Филиппок» сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой  сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тя­желую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого заме­шательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами «наводящи­ми» совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и «ф» с «х» путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он «страсть какой бедовый» (в значении «сообразительный»), в школу его записал. Не знающего даже азбуки, не умею­щего свое имя написать, по годам не доросшего до школь­ника?!

Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за само­стоятельность, за высокую степень школь­ной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе («самопрезентация»), за умение находить дру­зей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.

свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

свернуть

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

С каждым годом растет число детей имеющих отклонение в развитии речи. А речь – это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит.

Речь - “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. И чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте.

Лучше всего речь у детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Игрой он живет и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна. Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивает, что, «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Существует много игр для развития связной речи ребенка, но, на мой взгляд, основной является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, познавать мир взаимоотношений взрослых, правила общения и нормы поведения в обществе; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Словом, сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребенка, компонент составления социального организма. А главное, в процессе игры, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка, и умение правильно произносит слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.

Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышлений ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.

Развитие связной речи способствует: обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способностью выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние не только на духовный мир ребенка, его знакомства с социумом, но и на развитие речи. Поэтому так важно обращать внимание на сюжетно-ролевую игру в жизни дошкольника.

В какие игры чаще всего играют дети? Это « Семья», «Магазин», «Больница» «Парикмахерская» и т.д. В ходе игры ребята чаще всего исполняют функции взрослых по аналогии, взяв пример со своих родителей или друзей.

В ходе организации сюжетно-ролевых игр значительное место занимает индивидуальная работа с детьми, в которой есть возможность показать свою заинтересованность в каждом, без исключения ребенке. Особое значение такая работа имеет для малоактивных и замкнутых детей. Для этого используются индивидуальные беседы, составление описательного рассказа по схеме, по образцу, заучивание поговорок, пословиц, стихотворений, придумывание загадок, словесные игры и упражнения, проговаривание чистоговорок,  потешек,  дидактические игры и другое.

Очень нравится детям такие приемы, как игра - придумывание (воспитатель + ребенок) в форме «телефонных» разговоров, например: «Буратино и Воспитатель», «Баба-Яга и Продавец», «Принцесса и Полицейский» и другие, сочиняем сказку «Бабушкина избушка», «Помоги Айболиту», «Жили были…» и другие.

Словесные игры, например: «Подберем красивые слова», «Я начну, а ты продолжи», «Повторяй-ка», «Будь внимателен!» и другие.

Элементы сюжетно-ролевых игр можно  использовать и на занятиях – диалоги в парах, например: «Гирлянды ассоциаций» (мама-любимая-красивая- добрая-бабушка-пирожки-сладкие-конфеты…). «Семья слов» (дружить-подружка-дружок-дружочек- дружище- дружба- дружелюбны- дружеские-) по сюжетно-ролевой игре «Моя семья» (лексическая тема «Профессии») и другие.

Нестандартная форма организации сюжетно-ролевых игр – использование макетов. На столах, секциях шкафов, в картонных коробках, которые специально переделаны и оформлены, разворачиваются декорации для игр с мелкими игрушками. Таким образом, организуются любимые игры детей: «Сельский двор», «ПДД», «Мини-магазин». За макетом разворачивается режиссерская игра: ребенок придумывает сюжет, события, выполняет сразу одну или несколько ролей.

Таким образом, в игру вовлекаются все дети, в нее включаются новые сюжетные линии и новые действующие лица.

Однако, для разных возрастных групп используются разнообразные приемы. Если для младшего дошкольного возраста характерна сюжетно-ролевая игра с участием воспитателя, то для старших дошкольников предлагаются только рецепты поведения. Руководя игрой,  воспитатель решает и развивающие, и воспитывающие задачи. В совместной игре с детьми воспитатель постепенно преобразовывает знакомый сюжет, а затем  переходит к совместному придумыванию нового.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д. словом, развивающей среды. И здесь немалую помощь оказывают родители воспитанников, как в приобретении игрушек, так и в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре своими руками.

Тесное взаимодействие с семьей - основа работы дошкольного учреждения образования. Только совместными усилиями можно добиться эффектных результатов. Для родителей проводятся консультации, тренинги «Как я играю с ребенком», «Ребенок и сюжетно-ролевая игра», совместные семейные проекты «Семейное дерево». Организовывались выставки совместных рисунков и поделок, папки-передвижки, проводились родительские собрания.

В результате совместной работы педагогов и родителей речь воспитанников стала лучше, расширяется словарный запас, речь становится более логичной и последовательной.

свернуть

Это важно знать. О детской одежде

Собирая малыша в детский сад, подумайте о том, удобно ли ему будет самому одеваться, удобно ли будет это делать воспитателям, которые собирают на прогулку целую группу детей. Молнии и «липучки» предпочтительнее пуговиц; вязаная манишка удобнее и надежнее, чем шарф; рукавички, пришитые к резинке, не потеряются, а шапочка-шлем плотно закроет уши.

   Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» - колготки, брюки, носки, ботинки; затем «верх» - свитер, шапка и в последнюю очередь шарф и куртка.

    Одежда для пребывания в группе должна быть максимально удобной, не сковывающей движения ребенка. Мягкие трикотажные брюки удобнее, чем жесткие джинсы и джинсовый комбинезон. Футболка или трикотажный джемпер предпочтительнее, чем рубашка. Эластичные подтяжки опасны – при движениях металлические или пластмассовые застежки могут расстегнуться и травмировать голову ребенка. Кроме того, подтяжки и лямки комбинезонов затрудняют переодевание ребенка и создают неудобства при посещении туалета.

   Если ребенок склонен к потливости, собирая его в детский сад, нужно захватить с собой запасную футболку, чтобы воспитатели могли его переодеть.

   На каждой одежде ребенка должен быть карман для чистого носового платка.

Одежда для прогулок

   Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

   Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.

   Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

   Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.)

   Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

"Правильная" обувь

     Следует покупать обувь известных фирм, имеющую сертификаты качества. Обувь неизвестных производителей представляет большой риск для здоровья ребенка.

     Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух, - кожи, замши, текстиля. По возможности старайтесь избегать синтетических материалов. Перед покупкой проверьте внутреннюю поверхность туфель: там не должно быть грубых швов или неровностей.

    Обращайте особое внимание на наличие супинатора - одного из главных элементов «правильной» обуви, представляющего собой плотное возвышение на внутренней сторон стельки. Сдерживает своды стопы и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе. В корректирующей ортопедической обуви супинатор может быть жестким и очень высоким. Но такую обувь нужно выбирать только по рекомендации врача.

   Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. При абсолютно плоской подошве сложнее сохранять равновесие при ходьбе. Для нормальной осанки и правильного формирования свода стопы нужен небольшой каблучок. На первых ботиночках рекомендованная высота каблучка 5-7 мм, к двум годам – 1-1,5 см. Задник должен быть высоким, плотным и сплошным, без швов и складок. Выбирайте обувь с широким круглым носом, чтобы пальцы ног могли двигаться свободно.

   Тесная обувь может привести к изменению формы стопы, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и нарушая кровообращение, тесная обувь в холодное время способствует охлаждению ног. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение, вызывает потертости ног, в обуви «на вырост» ребенок чаще падает, у него нарушается осанка. Обувь должна подходить по размеру - внутренняя длина ботинка должна быть на 1 см превышать длину стопы стоящего ребенка. Стопа и пальцы не должны быть сдавлены.

   Чтобы не ошибиться при покупке, дома поставьте ребенка на картонку и обведите ему стопы карандашом. Вырежьте, сравните два отпечатка (один из них, возможно, будет больше) и возьмите больший отпечаток с собой в магазин. Вкладывайте отпечаток в понравившиеся модели – так вы определите подходящие. Во время примерки вложите свой палец между задником и пяткой. Если палец не входит, обувь мала. Если входит свободно, слишком велика. Зимнюю обувь меряйте с шерстяным носком.

   Ноги малыша растут быстро, его первые башмачки быстро станут ему малы. Следует почаще проверять, удобно ли он себя чувствует, и когда вы убедитесь, что, большой палец ножки малыша касается носка ботинка (в положении ребенка стоя), нужно покупать ему новую пару обуви.

    Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.

Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия. Летом, когда достаточно тепло и нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.

   Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.

Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

   Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.

   Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» или шнурки позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

   Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.

   Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.

   Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать».

   Носки нужно менять ежедневно.

свернуть

Правила для родителей

Приводите ребенка в детский сад:

  • До 8 часов;
  • В чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;
  • Здоровыми (о всех случаях недомогания ребенка извещайте воспитателя)

Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течении первых двух часов с момента заболевания.

Передавайте ребенка лично воспитателю и забирайте лично у воспитателя. Напишите заявление на имя заведующего УДО, на право забирать ребенка родственникам или детям старше 16 лет.

Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период, санаторно-курортное лечение, прочее) предоставьте заявление заведующему УДО.

Вносите оплату за содержание ребенка в УДО своевременно, до 25 числа каждого месяца. Предоставляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.

Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада.

Не рекомендуется приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.

Запрещается приходить в детский сад в нетрезвом виде, курить на территории детского сада, приводить животных.

свернуть

Как подготовить ребенка к посещению учреждения дошкольного образования

Дошкольное учреждение – это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди, но это и первое расставание ребенка с близкими людьми, а также первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно. Малышу надо приспособиться к новым условиям, новому распорядку и требованиям педагога. Чтобы стресс был менее болезненным и не затянулся на долгие недели, необходима последовательная помощь родителей.

Как надо готовить ребенка к поступлению в учреждение дошкольного образования

  1. Свое решение о посещении дошкольного учреждения сообщить ребенку с радостью.
  2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно, так как он уже большой. Внушать ему, что это здорово, что он дорос до детского сада и стал большим.
  3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без многочисленных застежек и пуговиц, обувь – на липучках или на молнии.
  4. Заранее узнать распорядок дня в ДУ и организовать похожий распорядок дома.
  5. Отправлять ребенка в детский сад при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями учреждения, куда он скоро придет.
  7. Обучать ребенка необходимым навыкам самообслуживания.
  8. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в ДУ.
  9. Продумать, кто будет приводить и забирать ребенка.
  10. Первое время не оставлять ребенка в ДУ на целый день. Всё время объяснять ребенку, что он для Вас дорог и любим.
  11. Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в детский сад, и ответить на все вопросы ребенка.

Как надо вести себя с ребенком, начавшим посещать учреждение дошкольного образования

  1. Не оставлять его в ДУ на целый день, пораньше забирать домой.
  2. Создавать спокойный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему.
  3. На время прекратить походы в гости, многолюдные места.
  4. Обеспечить в выходные дни дома такой же распорядок, как и в ДУ.
  5. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  6. При проявлении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.

Как не надо вести себя с ребенком, начавшим посещать учреждение дошкольного образования

  1. Говорить плохо о дошкольном учреждении при ребенке.
  2. Обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с дошкольным учреждением.
  3. Угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание, поздно забирать домой.
  4. Водить ребенка в многолюдные места, резко менять на выходных его распорядок дня.
  5. Ограничивать общение малыша с другими детьми.
свернуть

Какой труд доступен детям

Все родители хорошо понимают, как привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества - ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всячески поощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в детский сад ребёнок должен одеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобно взять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всё сделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большей самостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовым усилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно быть последовательным и требовательным, прежде всего к самим себе. Постоянный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка в семейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнка должны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно поручать ему: сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой. Учите обслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукава замочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать. Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо его обучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется, простые вещи - намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша не получается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнок поддерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайте готовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядке сложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочей и начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которые так необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своих обязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол и убирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вклад в общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том, чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этого начинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности перед ним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Внимательно относитесь к поделкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложено столько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаны ребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его труда достоин уважения.

Каковы бы ни были формы трудовой деятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдать следующие требования:

  1. Труд должен быть для ребёнка осмысленным.
  2. Труд должен быть посильным для ребёнка и в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смысле ответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку и утвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо и аккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых в их трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

Значение труда.

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил, обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививали своему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение к моделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнка трудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлинную любовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрасту трудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышает жизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнка развиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненно необходимо.

Хороший пример родителей в домашнем и производственном труде оказывает на детей самое положительное влияние. Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должны быть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, класть вещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастся добиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинают интересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде, приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаются затруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этого нужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль, одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудового воспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видах труда.

Самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослым в уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ; ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.

Труд в природе: уход за комнатными растениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых, прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян.

Как руководить трудовой деятельностью ребёнка.

Взрослый:

  1. Определяет для ребёнка цель труда и мотивирует её.
  2. Показывает и объясняет приёмы трудовой деятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения, темпу работы.
  3. Подключает ребёнка к своему труду, подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом, оказывает практическую помощь в случае затруднения.
  4. Оценивает поведение ребёнка, его трудовые умения, усилия с точки зрения качества выполнения работы, напоминанием о цели, направленности труда.
  5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых, организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении, рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.
свернуть

Второй ребёнок в семье - путь к совершенству

Итак, с появлением ещё одного ребёнка жизнь начинает течь по - новому. И этот процесс для всей семьи становится искусством. Ведь каждому члену семьи нужно перестроить пределы ума и сердца.

Особенно трудно приходится первому ребёнку. Хорошо бы заранее спросить у ребёнка нравится ли ему, если у него появится сестрёнка ли братик. Девочки меньше подвержены ревности - у них подсознательная потребность заботиться о младших. Обязательно расскажите малышу, когда сестрёнка или братик появится на свет. Привяжите это событие к ближайшему времени года или празднику. Своими словами расскажите о малыше, как растёт, как развивается. Можно взять ребёнка на УЗИ-исследования. Ведь до этого времени папа, мама и он были единым целым. Всё было так замечательно. Ребёнок даже не представлял, что родительскую любовь и внимание нужно с кем-то делить, не говоря уже о времени, которое предназначалось только ему. Надо справиться с обидами первенца и помочь ему стать по-настоящему старшим. Нельзя покупать одну игрушку для малыша и забыть про старшего брата, не купив ему. Нельзя спеть колыбельную младшему и не почитать сказку или просто поговорить со старшим. Поощряйте любые попытки старшего помочь вам в уходе за младшим. Избегайте таких слов, как: «Я не могу этого сделать сейчас, разве ты не видишь, что я занята с малышом?» Лучше скажите: «Я сейчас сделаю все для малыша – и как только освобожусь, помогу тебе.» И не забудьте выполнить ваше обещание! Когда приходят гости, разрешите старшему представить младшего. И просто наслаждайтесь каждым моментом в жизни!

свернуть

Роль семьи в воспитании ребенка

Дети повторяют и копируют поведение и взаимоотношения взрослых. Поэтому чаще всего в семьях, где царят доброжелательность и взаимное уважение, ребенок, принимая такую же линию в отношении окружающих людей, умеет быть счастливым и делать такими других.

Не одинакова в семье и роль мамы и папы. Мама – это забота, ласка, утешение. Вспомните, когда ребенку плохо – к кому он бежит? А когда ему весело? Правильно, к папе. Папа – это олицетворение веселья и шумных игр, защиты и порядка, наставничества и знаний, касающихся разных областей. Девочки учатся у матерей, как быть женщинами, а у отцов – как общаться с мальчиками. Мальчики же учатся у отцов, как быть мужчинами, а с матерями – как общаться с противоположным полом. Так что детям нужны оба родителям, а родители нужны друг другу, чтобы растить своих детей.

Кризис 3-х лет

Примерно к 2,5 – 3 годам ребенок овладевает многими принципиально новыми умениями, и осознаёт себя отдельной, независимой личностью. И тут начинается кризис, который заключается в конфликте между появившемся самосознанием «Я ХОЧУ», «Я МОГУ!», «Я БОЛЬШОЙ!» с одной стороны, и не умением осуществить все свои задумки с другой стороны. А с третьей стороны еще и «наседают» родители, которые что-то запрещают и что-то требуют.

Когда ребенок достигает кризисного возраста, у него происходит переоценка его взаимоотношений с окружающими людьми, переоценка своих возможностей, своего «Я». И это толкает малыша переступать известные ему границы, очерченные родителями и прежним собственным опытом. Так, например, оставаясь все еще очень привязанным к маме, малыш может начать демонстративно проявлять свою независимость, пытаясь при помощи многочисленных экспериментов установить новые, соответствующие его новым возможностям, границы своей зависимости от матери.

Отсюда и знаменитые признаки кризиса трех лет – своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания и деспотизм. Некоторые родители не могут перестроиться и начинают применять усиленные «воспитательные» меры. В таком случае, есть опасность, что малыш, не выдержав противоборства, сдастся и смирится, что, безусловно, обеднит его как личность; или начнет делать вид, что уступает, но при этом у него разовьется привычка действовать исподтишка. Кроме того, существует большая вероятность того, что всё, что ребенок не смог «пройти» сейчас, он постарается реализовать потом. Вам, наверно приходилось слышать истории о каком-нибудь послушном и тихом ребенке, который «ни с того ни с сего» в подростковом возрасте стал совершенно неуправляем?

Если же родителям удается выбрать правильную линию поведения в доподростковые кризисные периоды, то детям легче пройти без особых потерь самый тяжелый из них – кризис подросткового возраста. Таким образом, перед родителями трехлетнего «бунтаря» стоит непростая задача – не потерять свой родительский авторитет и контакт с ребенком и, в то же время, дать малышу возможность приобрести ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного выбора и упорства в достижении целей, что поможет ему перейти на новую стадию развития – стадию развития инициативы.

свернуть

Хорошие и плохие манеры

Основные правила этикета, которые должны быть привиты с детства:

Умение правильно вести беседу. Нельзя перебивать, вмешиваясь в разговор, говорить в параллель, особенно если собеседник старше. Нужно научить ребенка ожидать очереди высказать мнение, правильно обратить на себя внимание – легким покашливанием, кивком, жестами.

Уважение к окружающим. Нельзя никого обзывать или давать обидные клички.

Умение быть приветливым. Нужно научить малыша здороваться и прощаться.

Правила вежливости. Стоит научить не забывать произносить «спасибо» и «пожалуйста». Это показывает уважение и признательность. А для других взрослых это будет означать, что малыш правильно воспитан.

Телефонный этикет. Общение через электронные средства связи прочно вошло в нашу жизнь. Ребенок должен научиться разговаривать по телефону, уметь отвечать, обязательно, взяв трубку, здороваться.

Сохранять чистоту. Дети должны научиться убирать после себя, это внушает окружающим уважение.

Умение принимать комплименты. «Спасибо за комплимент» – и никаких перечислений собственных недостатков. Это учит видеть и в других хорошие черты.

Уважение к тем, кто старше. Очень важно, научить малыша пропускать вперед девочек и старших, людей почтенного возраста. Такое поведение заставляет окружающих при общении настраиваться на позитив.

Спортивное поведение. После игры, как бы она ни закончилась, нужно сохранять достоинство. Проиграл – не реветь, выиграл – не злорадствовать и не смеяться над побежденными.

  1. Правильно использовать слова «Пожалуйста» и «Спасибо». Поистине волшебные слова, о которых снято столько мультфильмов и написаны горы детских книг… И тем не менее, приучить их использовать могут только родители – в пределах самых обычных домашних обстоятельств. Здесь навык доходит до автоматизма и легко перемещается в широкую социальную жизнь.
  2. Прикрывать рот рукой, когда кашляешь или чихаешь. Постарайтесь, чтобы Ваш ребёнок освоил его, ещё будучи дошкольником.
  3. Спрашивать разрешения, прежде чем трогать или брать что-то чужое. Внимание! Это касается и вещей родителей! Удручающее зрелище – ребёнок, считающий себя центром Вселенной. В то время, как хорошо подготовленный к жизни в обществе ребёнок должен чётко знать, что нельзя брать чужое без разрешения. А спрашивая разрешения, можно получить отказ. На то она и чужая – понравившаяся ребёнку вещь. Эта вежливость лучше всего воспитывается рядом с пониманием о своих вещах. Родители ведь тоже должны относиться с уважением к правам собственности ребёнка.
  4. Как просить прощения: по-настоящему. Вам вовсе не нужно «дежурное извинение», чтобы папа наконец-то отстал. Нет! Научите ребёнка сочувствовать чувствам другого человека. Тогда он не только научится извиняться, но и станет лучше понимать причинно-следственные связи и возможные конфликты в детских коллективах.
  5. Стучаться в дверь прежде, чем войти, и дожидаться разрешения. Этот пункт тоже входит в правила хороших манер для детей, как и пункт о праве собственности на вещи. Вам нужно добиться понимание приватности другого человека – каким бы желанным он ни был для ребёнка. Начинать воспитание в этом направлении лучше всего с обучения не заходить без стука и разрешения в спальню родителей.
  6. Вежливо привлекать к себе внимание взрослых. Дети по природе своей нетерпеливы. Слишком часто мы видим, как они неожиданно обращаются к родителям, когда те заняты другими делами, и этим выводят взрослых из себя. Следует научить ребёнка не вмешиваться в беседу взрослых назойливым требованием «ну, ма-а-а-ама», а уметь обратиться за вниманием более спокойным вежливым способом. Достаточно, чтобы ребёнок умел попросить о внимании: «Мама, можно я скажу?» или «Мама, мне нужна твоя помощь».
  7. Как хранить молчание во время киносеанса, вести себя тихо в очереди или молчаливо подождать Вас в определенном месте. Посидеть спокойно – чуть ли не главное испытание для терпения ребёнка, ведь ждать не любят даже взрослые. Тем не менее, к 5-ти годам у ребёнка должно быть сформировано понимание, в каких общественных местах следует вести себя не громко, без вызова и привлечения всеобщего внимания.
  8. Базовые манеры за обеденным столом. В 5 лет ребёнок способен помнить, что говорить с полным ртом некрасиво. Он должен уметь хорошо орудовать ложкой, вилкой и отчасти ножом. И если дома обеденное столпотворение в большой семье иногда снимает какие-то ограничения на малоэстетичные действия, то для выхода в свет 5-летний ребёнок должен быть готов вести себя красиво. И главное – он должен осознавать почему это важно.
  9. Не насмехаться над людьми. Особенно, если это очень толстый человек, или человек с физической инвалидностью. Именно такие люди зачастую привлекают насмешливое детское внимание. Пять лет – самое время добиться от ребёнка понимания возможных различий между людьми. Не пожалейте для этого терпеливых разъяснений с нужными сравнениями.
  10. Как помогать людям и выражать сострадание. Пятилетнему ребёнку могут быть вполне доступны простые правила вежливости, например, поддержать дверь магазина, когда человек выходит с полными сумками.
свернуть

Секреты семейного счастья

Семья – это маленький мир, благоприятную атмосферу которого нужно ежедневно поддерживать. От нас зависит, чем будет заполнена наша семейная жизнь: радостью, теплом или мелкими ссорами и придирками. Выбор очевиден – ведь мы вместе для того, чтобы сделать друг друга счастливыми. Наполнить жизнь вашей семьи взаимопониманием помогут следующие советы:

Оставляем проблемы за дверью.

    Наверное, каждому знакомо ощущение усталости в конце трудного рабочего дня, когда любая мелочь может стать причиной для плохого настроения. Вернувшись домой, мы часто торопимся поделиться своими переживаниями и проблемами с близкими людьми – и это естественно. Но задумайтесь, не лучше ли оградить «семейный очаг» от лишних волнений? Общение с любимыми людьми не должно превращаться в постоянный обмен отрицательными эмоциями. Оставьте тревоги за порогом, пусть дом будет для вас тихой гаванью, в которой нет места мыслям о плохом.

Отдыхаем вместе.

    Шторы и скатерти в мягких тонах, цветная посуда с яркими узорами –   всё это поможет создать в доме атмосферу тепла и уюта. Развесьте в квартире совместные семейные фотографии и детские рисунки. Не бойтесь доверить инициативу в украшении интерьера своим детям: они, как никто другой, умеют приносить в наш мир беззаботную радость и веселье. Пусть комната, в которой вы вечерами встречаетесь за одним столом, станет комфортным местом отдыха для каждого из членов семьи. Ведь лучшее лекарство от стрессов – спокойная атмосфера любви и заботы друг о друге. Дарите друг другу хорошее настроение – и отношения внутри вашей семьи станут по-настоящему открытыми и искренними.

Говорим о хорошем.

    Поддерживать в доме взаимопонимание поможет маленькая семейная традиция – вечером, после совместного ужина, пить чай, рассказывая друг другу обо всех приятных, весёлых, интересных событиях, произошедших за день. Главное, придерживайтесь простого правила: вечернее чаепитие – это время только для светлых эмоций. Вспоминайте всё, что вызвало у вас в этот день улыбку, и делитесь со своими близкими позитивными впечатлениями. И поверьте, настроение улучшится само собой, а жизнь снова наполнится яркими красками и маленькими радостями. Успехи на работе, интересные книги и фильмы, планы на отпуск и достижения детей, внуков (в учёбе, на работе) – всё это может стать темой для приятной вечерней беседы.

свернуть

Запреты и ограничения

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Своего рода правила о правилах.

Правило первое.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным ("никому до меня нет дела").

Правило второе.

Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Как сбалансировать эти запреты и разрешения, как найти золотую середину между подавляющим стилем воспитания и попустительским стилем?

Психолог Ю. Б. Гиппенрейтер несколько видоизменила известную идею, которая приводится в книге X. Дж. Джайнотта "Родители и дети". Согласно этой идее, мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.

- В зеленую зону помещаем то, что ребенок может делать по собственному разумению или желанию. Например, выбрать, какую книгу почитать, в какие игры поиграть, кого пригласить к себе на день рождения и т.д. При определении этой зоны очень интересно бывает задуматься: а многое ли наш ребенок действительно может выбирать самостоятельно?

- Желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 1 часа и не позднее 9 часов вечера. Или самому решить, когда приступить к домашним заданиям, но работа должна быть закончена к 20 часам.

Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. Подчеркните при этом, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.

- Жизнь есть жизнь, в ней встречаются ситуации, которые заставляют нас иногда попадать в оранжевую зону. Она очерчивает те действия, которые разрешаются в случае особых обстоятельств. Например, отец возвращается после долгой командировки поздно вечером. Можно разрешить ребенку позже лечь спать и даже не пойти наутро в детский сад или (страшно сказать!) в школу. Или: ребенок оказывается в стрессовой ситуации, связанной с переездом, болезнью или смертью кого-то из близких. Здесь важно подчеркнуть ребенку, что разрешение оправдано только исключительными обстоятельствами. Обычно дети хорошо понимают подобные ограничения и больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

- Последняя, красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах. Здесь не может быть никаких исключений из правил. Нельзя выбегать на дорогу, баловаться с огнем, обижать слабых, предавать друзей... От элементарных правил безопасности к моральным нормам и социальным запретам.

Правило третье.

Говорит о том, что родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении или его исследовательские интересы только потому, что не выносим шума или боимся, чтобы он не сунул нос куда не следует. Лучше создать безопасные условия, чтобы он мог эти свои потребности осуществить. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах... Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

Правило четвертое.

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Согласованность систематически поддерживается.

Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа - другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка в такой ситуации. Попробуй разобраться, чьи правила и ограничения нужно соблюдать! К тому же можно воспользоваться случаем и добиваться своего, внося раскол в ряды взрослых.

Взрослым лучше предусмотреть возможность таких ситуаций и заранее договориться, чего требовать от ребенка.

Правило пятое.

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Закономерно: запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее.

На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно", "Может разбиться" и т.д.

Объяснение должно быть коротким и даваться один раз. Причем лучше давать его в безличной форме. Например: "Конфеты едят после обеда" вместо "Положи конфету сейчас же назад!". Или: "Спичками не играют, это опасно" вместо "Не смей трогать спички!".

А если ребенок не подчиняется? Что ж, последовательно применяйте все пять правил, и постепенно нежелательного поведения станет меньше. Не исключено, что оно и вообще прекратится.

Правило шестое.

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т. д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.

свернуть

25 полезных привычек для детей

Дети постоянно приобретают какие-то привычки. В зарождении части из них мы, родители, не будем участвовать, их продиктует среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым можно научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали детям.

БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ

Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста» и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор.

НЕ ОПАЗДЫВАТЬ

Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

ЗНАКОМИТЬСЯ

Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, нужно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как того зовут, чтобы дети слышали и запоминали, каким образом заводить новые знакомства.

ПОНИМАТЬ ПРИРОДУ ДЕНЕГ

Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ

Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И, когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, если им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

ИЗВИНЯТЬСЯ

Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но произносить простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

УМЕТЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить пива на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ

Современные дети и взрослые утрачивают способность быть усидчивыми, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Поэтому стоит научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредотачиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Жизненно важные правила необходимо отработать до автоматизма, пока дети еще маленькие, и, если нужно, повторять эти правила сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

КЛАСТЬ ВЕЩИ НА МЕСТО

Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить беспорядок в доме.

ПОМОЩЬ ПО ДОМУ

Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверять детям те или иные задания, но помощь по дому должна войти в привычку.

СОБЛЮДАТЬ ГИГИЕНУ

Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, – в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

ЗАБОТИТЬСЯ О БЛИЗКИХ

Видеть, что кому-то необходима забота и участие (бабушке, живущей одной, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно. Это важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.

ГОТОВИТЬ ЕДУ

Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках, да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или приболел.

ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ

Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и компьютеру, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

УМЕТЬ СОСТРАДАТЬ И СОЧУВСТВОВАТЬ

Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

ДЕЛИТЬСЯ

Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком.

ПИТАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО

Дети перенимают пищевые привычки родителей, поэтому, если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

ЧИТАТЬ

Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.

УМЕТЬ СЛУШАТЬ

Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и на работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить тех ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших.

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

В возрасте «почемучек» необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность ваших малышей. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

ДОВОДИТЬ ДЕЛО ДО КОНЦА

Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается, – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

ВЫСТУПАТЬ НА ПУБЛИКЕ

Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома. Мы же можем подбадривать детей учить незамысловатые стишки для выступлений в детском саду, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию докладов и настраивать детей на успех.

УВАЖАТЬ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут уже сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора к человеку, кого разрешается смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

свернуть

Обязанности родителей

Приводить ребёнка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателю и забирать! Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, детям младшего школьного возраста, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!

    Решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации! Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без детей.

    Оказывать помощь в благоустройстве детского сада

    Одевать детей по сезону и в соответствии с погодой! Родители, помните! Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут привести к заболеванию ребёнка!

    Не приводить больного ребёнка в детский сад и своевременно сообщать о причинах непосещения ребёнком по телефону детского сада 34-4-48. Родители, помните! Если ребёнок не посещает детский сад три дня и более, то он принимается в детский сад только с медицинской справкой!

   Сообщать о причине отсутствия ребёнка в детском саду воспитателю до 8.30 и так же заранее о приходе после болезни, либо по какой-либо другой причине.

   Вносить плату за содержание ребёнка в детский сад до 25 числа каждого месяца.

свернуть

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями

♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!

♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.

♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.

♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.

♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую возможность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.

♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.

♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, — и покажите, как именно.

♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.

♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.

♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.

♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.

♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.

♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вмешаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине.

♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине.

♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.

♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.

♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.

♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.

♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.

♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.

♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.

♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.

♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.

♦ Не пытайтесь заставлять ребенка читать, если вы сами этого никогда при нем не делаете, и убирать свои вещи, если ваша одежда валяется по всей квартире.

♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.

♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.

♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.

♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он может это изменить.

♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.

♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.

♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.

♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания — самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.

♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!

свернуть